Советская игрушка, в которой прошлое соединялось с настоящим
Страна, экономике которой Первая мировая война нанесла страшный ущерб, а ноябрьские события 1917 года только усугубили его, переживала не самые простые времена. Поэтому было вполне естественно, что государственных предприятий, занимающихся разработкой и выпуском детских игрушек, просто не существовало. Но дети продолжали рождаться, им нужны были игрушки и забавы, поэтому одно из правительственных постановлений того времени разрешило кустарям и прочим частникам заниматься свободной продажей своих изделий, среди которых были и игрушки.
Но, конечно, кустарной продукции, которой торговали преимущественно на ярмарках, на всех желающих не хватало, поэтому широкое распространение получила самодельная игрушка. Этим объясняется тот факт, что довольно долгое время в советских игрушках сохранялись черты народного творчества. Чуть позже, когда кустари стали объединяться в артели и появились первые массовые игрушки, народные традиции все еще отчетливо прослеживались в этих изделиях.
Традиции и дух времени
Художественное оформление тех первых советских игрушек было очень своеобразным и колоритным. И это неудивительно: артели были немногочисленными, оборудование — очень скромным, а самые большие проблемы были с сырьем. На изготовление игрушек шло абсолютно все, что только имелось под рукой: обрезки и лоскуты ткани, фанера, картон, опилки, гипс, пакля и даже жестяные консервные банки.
Игрушки, которые мастерили в Сергиевом Посаде (Загорске), еще в дореволюционные времена успели снискать заслуженную славу и пользовались большим спросом. Артели, которые в 20-е годы были созданы в этом городе, одни из первых начали использовать токарные станки для производства своей продукции. Это были знаменитые посадские кони: качалки, запряженные парки и тройки, маленькие деревянные лошадки на веревочках; вытачивались целые стада домашней птицы — утки, гуси, петухи. В немалом количестве выпускалась и деревянная кукольная посуда, матрешки, небольшие куколки, паяцы с колокольчиками или хлопающие в тарелки.
- Фото: http://www.mirvremeni.ru
Во всем этом четко прослеживались старые традиции, иногда очень напоминающие картинки с дореволюционных рождественских открыток. Но страна жила новой жизнью, которая накладывала свой отпечаток также и на производство игрушек.
Роспись богородской игрушки
(Цветные (росписные) богородские игрушки)
После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.
Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.
Каргопольская игрушка
Название происходит от местонахождения г. Каргополь и прилегающих деревень в Архангельской области. Искусство глиняных поделок в данном регионе было почти утеряно, и только некоторое количество образцов сохранилось, благодаря У. Бабкиной. Она и стала сподвижницей, которая смогла возродить исчезнувший вид ремесла.
Отличие Каргопольской глиняной игрушки состоит в ее архаичном внешнем виде, который хорошо узнаваем по стилю, росписи и типажу.
Сюжеты подразделяются на 2 направления:
- старинные одиночные животные и люди: Полкан (мужчина с телом коня), Берегиня (держащая голубей в руках), женщина-мать как олицетворение животворящей силы земли и солнца, любимый образ — фигура «Бобки»;
- сюжетные многофигурные композиции, которые демонстрируют сельский образ жизни или сказки: «Девушка стирает», «Рыбаки», «Тройка лошадей» и т.д.
Каргопольская игрушка представляет из себя выбеленную глиняную фигурку, которая раскрашивается в различные цвета простой росписью, деталей очень мало.
Основные орнаменты: геометрические фигуры, штрихи, полосы, точки, косые кресты. Цвета: черный, зеленый, охристый, коричневый, кирпично-красный и голубой, редко добавляются серебро и золото.
Сортеры-кубики и сортеры-шары
Пожалуй, самые популярные игрушки этой категории. Кубики обычно выполнены из пластика — грани разного цвета, на каждой прорези для элементов. Есть и деревянные игрушки. А шары раскрываются посередине. Малыш вставляет в отверстия фигуры, проталкивая их внутрь. Интересная игра, направленная на изучение размеров и форм предметов, развитие логического и пространственного мышления.
Для детей от 1 года лучше выбирать сортеры в виде кубиков и шаров попроще. Подойдут игрушки с элементарными геометрическими фигурами — квадратами, кругами и треугольниками. А вот в 1,5-2 года можно усложнить задачу — предложить ребенку собрать сортер со звездочками и цветами, цифрами и буквами.
Сортеры-доски
Ребенку 1-1,5 лет эти игрушки очень понравятся. Принцип простой — малышу нужно вставить в прорези фигуру, подходящую по форме. Компактные игрушки самых разных конфигураций.
Обычно это мягкая основа с несколькими прорезями для звездочек, кружков и квадратов. Для малыша от года — оптимальный вариант. Он не поранится, начнет изучать цвета и формы, сопоставлять размеры
Потом можно обратить внимание на «усложненные» доски. Как правило, они уже деревянные
Что-то вроде паззла — цельная картина с прорезями для отдельных элементов. Для детей 2-3 лет можно выбрать тематические доски-сортеры. Какие-то ориентированы на изучение животных, другие — овощей.
Различие игрушек по областям России
Все региональные особенности игрушек в России являются неповторимыми и уникальными: дымковскую игрушку невозможно перепутать с каргопольской или филимоновской. Каждому мастеру были присущи своя манера лепки, неординарный стиль, оригинальные формы, цвета и украшения изделий.
Также игрушки отличаются по составу глины, из которой их лепят: лучше всего лепятся фигурки из жирной глины. Каждой разновидности таких изделий свойственны свои традиционные формы и цвета, которые часто зависят от типа глины, используемой в данной местности, и ее пластических свойств.
Такие изделия позволяют заглянуть в далекое прошлое наших бабушек и дедушек, в историю русской культуры и собственное детство. Крестьянские деревенские игрушки подкупают своей рукотворностью, участливостью, иллюстрируя отцовскую опеку и ласковую материнскую заботу. Умелые руки и хороший вкус мастера-игрушечника являются достоянием данного промысла, способствуют взаимному развитию и обогащению языка и выразительностью подачи, сохраняют опыт и наработки предыдущих поколений.
История возникновения игрушек для детей
Дети играли с фигурками людей и животных за три тысячи лет до нашей эры, поэтому, когда появилась самая первая игрушка, историкам трудно проследить. С популярными в 20-21 веке йо-йо выполняли трюки еще древние греки.
В истории создания представителей современного игрушечного мира проще узнать, кто автор. Неваляшку оснастил «несгибаемым» механизмом технолог Нахабинской фабрики Иван Ефимкин, а «взрослую» куклу Барби изобрела американская бизнес-леди Рут Хэндлер.
Первые игрушки древности
Фигурки древних кукол вырезали из костей мамонта и мягкого известняка, изготавливали из перевязанных пучков соломы. Древнегреческие дети играли восковыми и глиняными игрушками. Лошадок ставили на колеса уже в 900 году до нашей эры.
У древнеегипетских кукол двигалась нижняя челюсть. На территории Индии археологи находили обезьянок, свистульки в форме птичек. В азиатских странах человеческие фигурки использовали в религиозных ритуалах.
Древние славяне делали кукольные обереги — мотанки, куватки. Они не только участвовали в играх девочек, но и защищали от болезней, берегли сон от злых духов. Мальчики играли с деревянными саблями и лошадками-качалками. В забавах дети готовились к взрослой жизни женщины-хозяйки и мужчины-воина.
Самая древняя игрушка — глиняный мяч. Его следы сохранились в пещере троглодитов вблизи французской коммуны Дуэ-ла-Фонтэн.
Появление мягких игрушек
История происхождения плюшевых мишек, собачек и зайчиков началась в 16-17 веке. Игрушки шили из ткани и набивали соломой. Их использовали как манекены и изготавливали только для аристократов.
В 19 веке советы по изготовлению детских игрушек печатали в модных журналах. Первое производство наладила немка Маргарет Штайфф. Женщина пошила игрушечных зверей для племянников. Ее работа понравилась соседям и вскоре Маргарет принимала постоянные заказы.
К делу подключились сестры и отец. Штайффы открыли мастерскую, а затем в 1902 году появился знаменитый мишка Тедди, названный в честь президента США Теодора Рузвельта.
Обзор производств
Самые дорогие фарфоровые статуэтки советского периода выпускались целым рядом производств. Наиболее высоким качеством славились такие заводы:
- Дулёвский (Ликино-Дулёво, Московская область). Фигурки, выпущенные здесь, отличались изысканным флористическим орнаментом, который включал в себя крупные цветки роз и округлые лепестки. Это связано с тем, что в основном для предприятия разрабатывали эскизы одни и те же авторы. Здесь была характерная цветовая палитра с преобладанием красных оттенков.
- Ломоносовский (Ленинград). Первое и крупнейшее предприятие России по производству художественных изделий из фарфора, известное до революции как Императорский фарфоровый завод. Ломоносовские скульптурные композиции отличаются гладкой белоснежной поверхностью с яркой фигурной росписью.
- Дмитровский (пгт Вербилки Московской области). Много моделей создавалось по мотивам народных сказок и песен, расцвет производства пришёлся на 30-е годы.
- Гжельский (с. Новохаритоново Московской области). Знаменит оригинальной кобальтовой росписью в голубых тонах. Сочетание синего и белого — настоящий гжельский признак, который знают все специалисты.
- Киевский (Киев, УССР). Работал с 1924 года, но во время Второй мировой был разрушен. После восстановления в послевоенные годы тут работали художники из Петриковки, поэтому фарфоровые статуэтки с элементами петриковской росписи массово изготовлялись только здесь.
На каждом из этих предприятий выпускались единицы самого дорогого фарфора СССР, который теперь пополняет лучшие мировые коллекции.
Мифологическое и фольклорное значение
Народная глиняная игрушка в России имеет и мифологическое, и фольклорно-музыкальное значения. Большинство популярных изделий, в числе которых свистульки и грематушки (погремушки), является звуковыми. Они применялись издавна при совершении обрядовых действий, при проведении народных праздников: вначале языческих, позднее — христианских.
Так, каждая фигурка животного является символом и несет определенный смысл:
- баран и корова — успешное ведение хозяйства, плодородие;
- птицы являются олицетворением душ предков, символизируют счастье и радость;
- конь издревле считается главным оберегом;
- медведь символизирует могущество и силу;
- олень — оберег, который приносит изобилие;
- козел — символ доброй силы.
Древние глиняные игрушки использовались не только для детских забав, но и как ритуальные произведения. Свистульки применяли во время древнего обряда по изгнанию злых сил и болезней во время языческого праздника под названием Свистопляска. В качестве декоративного домашнего украшения глиняные фигурки часто ставили на окна, на видные места на комоде или полках в комнате.
Самые популярные игрушки у детей
С развитием технического прогресса на смену заводным птичкам и обезьянкам пришли электронные и радиоуправляемые питомцы. Но некоторые игрушки нравятся малышам с давних времен.
Потешки, куклы, миниатюры
Старорусская «Наковальня» известна с 9 века. Потешка выглядит как бревнышко, на концах которого сидят медведь и крестьянин и по очереди стучат молотками по наковальне. Куклы-дергунчики с веревочками вместо рук стали прототипами марионеток.
Туловище кукол-стригушек делали из перевязанной крест-накрест соломки, а крупенички шили из мешочков, наполненных зернышками.
Солдаты и лошади
Любимое русское животное – лошадь – сопровождала людей на хлебном и военном поле. Дети играли с деревянными лошадками-качалками, расписными повозками. Солдатики стали участниками детских забав после войны с Наполеоном. Оловянные и деревянные фигурки украшали расписными мундирами. Отдельно делали игрушечные пушки и барабаны.
Настольные игры
В годы правления Николая II в России любили играть в лото. По карточкам «Исторического лото» дети запоминали русских царей, а с помощью «Пифагорова лото» учили таблицу умножения. Первая русская настольная игра с полями и фишками называлась «Путешествие по России» и знакомила с достопримечательностями страны.
Елочные игрушки
До Революции на елку вешали украшения в виде ангелов, свечей, звезд. Позже новогоднее дерево увешивали пряниками, конфетами и фруктами. В советское время изготавливали стеклянные игрушки: солдатиков, часы, шишки, сосульки, фигурки Деда Мороза и Снегурочки. Верхушку елки венчала красная звезда.
Герои мультфильмов и телепередач
Популярный герой, созданный Уолтом Диснеем — Микки Маус. В России и Японии любимым мультгероем стал Чебурашка. В современное время появились куклы-супергерои и игрушечные персонажи мультсериалов «Лунтик», «Маша и Медведь».
Плюшевый мишка завоевал любовь детей по всему миру. А. А. Милн написал книгу о дружбе мальчика и игрушечного медведя, по которой сняли советский и диснеевский мультфильмы о Винни-Пухе.
Древние глиняные поделки
Изделия из глины в виде посуды и игрушек археологи находят постоянно при раскопках древних городов и захоронений. Изготовление их никогда не было основным промыслом для гончаров, а, скорее всего, происходило в перерывах между работой над бытовыми изделиями, ради забавы или для своих детей. Позднее глиняные игрушки уже становились предметом продажи и делались специально в процессе подготовки к ярмаркам.
Самые древние такие поделки находили на острове Крит, в Египте, у индейцев-ацтеков. Это были фигурки быков, повозок с круглыми колесами (которые в реальности эти племена не использовали), керамические куклы с двигающимися шарнирными руками, глиняные божки и идолы.
История
Советский фарфор являлся преемником традиций царской России. В XVIII веке он был главным конкурентом китайским и европейским изделиям. Но после революции все предприятия национализировали, и некоторое время они не работали, так как фарфоровые статуэтки и качественная посуда ассоциировалась с буржуазным прошлым. За 3 года произошло переосмысление этой сферы, и на фарфоровое искусство взглянули по-новому.
Становление отрасли в СССР
Императорский завод по выпуску фарфора переименовали в ЛФЗ, то есть ломоносовский. Уже в начале 20-х годов он заработал на полную мощность. Гарднеровскую мануфактуру переименовали в Дмитровский завод. На данный момент изделия этих предприятий очень высоко ценятся во всём мире по двум причинам: они наиболее старые из всего советского периода, и они изготовлены по самой близкой технологии к той, что применялась в имперской России.
Направленность постепенно менялась. Искусство в фарфоре приобрело новые направления, например, появились агитационные статуэтки, которые влияли на народ не хуже агитплакатов. В это время постепенно расширялся экспорт за рубеж, и иностранные коллекционеры начали формирование тематических коллекций советского периода.
Периодизация
Специалисты разделяют самый дорогой фарфор СССР начала XIX века по периодам в истории:
- индустриализация (1927);
- коллективизация (1929);
- культурная революция (1929-1930).
Кроме скульптуры и бытового фарфора начали поступать спецзаказы от кремлёвской элиты. Такие экземпляры представлены единично, обладание ими — настоящая удача для любого коллекционера.
В 30-х годах происходят значительные изменения в технике декорирования, начинают применять механическую печать, аэрографы, трафаретное оформление. Фарфоровые модели стали методом популяризации новой советской символики: отображались выдающиеся архитектурные единицы, техника, электростанции и пр. Также этот способ помогал донести до народа достижения в промышленности, аграрной отрасли, в искусстве и пр.
В 30-е и 40-е годы на первый план вышли два направления: неоклассицизм и «сталинский ампир». Самые дорогие фарфоровые статуэтки СССР в большинстве относятся именно к довоенным годам. В это время их часто дарят на праздники и к знаменательным событиям. С годами они становятся почти обязательной частью домашнего декора: балерины, пастухи, спортсмены, рабочие разных специальностей — такие фигурки из фарфора можно было встретить почти в каждом доме.
Виды игрушек
Игрушечные предметы, фигуры и принадлежности различают по форме, предназначению, материалу и способу изготовления. Основные разновидности:
Вид | Описание | Пример |
Сюжетно-образные | Изображают объекты окружающего мира | Куклы
Фигурки животных, людей Предметы обихода Театральные Карнавальные Технические |
Дидактические | Для обучения и развития внимания, логики, фантазии | Настольные игры с карточками, фишками и правилами
Конструкторы, наборы для строительства Головоломки Музыкальные игрушки |
Спортивные | Изображают спортивный инвентарь | Мячик
Кегли Ракетки Боксерские груши Баскетбольные, футбольные сетки Стрелковые наборы Настольные футбол, хоккей |
Забавы | Для развлечения, радости и хорошего настроения ребенка | Матрешка
Неваляшка Куклы на руку Пружинка Марионетки Юла Заводные |
Игрушки по форме бывают цельные, разборные или трансформеры, а также в виде заготовок для склеивания и раскрашивания. Их изготавливают из различных материалов: дерева, пластмассы, металла, ткани, резины, бумаги. По функциям различают механические, электронные, магнитные и пневматические виды.
Филимоновская игрушка
Промысел глиняной игрушки появился в середине 16-го в. в Тульской области в Одоевском районе, где местные гончары занимались изготовлением посуды, печных труб и домашней утвари. Для производства использовали местную глину, которая после обжига становилась светло-терракотовой. Пока мужчины трудились над серьезными работами, женщины и дети лепили игрушки, используя пластичную глину «синику», которая затем становилась белой. Последние мастерицы, которые смогли восстановить данное производство, проживали в деревне Филимоново, за что и было дано ему название.
В 20 в. производство это продолжалось, дополнившись не только одиночными фигурками людей и зверей, но и многофигурными композициями, которые успешно покупали домовладельцы для любования и коллекционеры.
Основные категории филимоновской игрушки:
- люди: барыни, солдаты, всадники, гармонист и т.д.;
- животные: собака, кошка, лиса, олень, конь, корова;
- птицы: павлин, петух, курица и утка;
- композиции (всего более 50): тройка, чаепитие, карусель, Георгий со змеем, на лавочке и др.
К стилистическим особенностями относятся: вытянутые пропорции (длинные шеи) и 3-цветный орнамент с изображением геометрический фигур. Роспись делается анилиновыми красками на лаке. В орнаменте доминируют красные и зеленые полосы, солнце, елочки, решетки, которые наносятся по белому или желтому фону.
История игрушки. «Мягкие игрушки». | Статьи | «Рыжий лис»
Мягкая игрушка, в отличие от других типов игрушек, таких как, например, солдатики или куклы, не имеет долгой истории, уходящей вглубь тысячелетий. Ее жизненный путь насчитывает едва ли полторы сотни лет. Тем не менее, мягкая игрушка, появившись впервые в девятнадцатом веке, по популярности вряд ли уступает другим видам детских игрушек, а то и превосходит многие из них. Некоторые исследователи записывают в предки мягкой игрушки фигурки животных на шарнирах, бытовавшие во многих странах Древнего Мира, но очевидно, что это не верно. Естественно, что мягкая игрушка это совсем иной тип игрушки, чем деревянные или глиняные фигурки зверей и людей. Настоящая мягкая игрушка фиксируется лишь с середины девятнадцатого столетия.
Первые мягкие игрушки представляли собой кустарно произведенные игрушки сшитые из лоскутов различной ткани и набитые чем-нибудь мягким, например, ватой, соломой или тканью. Их украшали глазками-пуговицами, а также иногда различными аксессуарами, вроде шейных бантиков. Их шили мамы, бабушки и няни для того, чтобы порадовать своих деток и воспитанников. Шили разнообразных животных, медведей, зайцев, слонов, а также тряпичных кукол. И, естественно, что такой востребованный продукт, как мягкая игрушка, просто не мог не выйти в фабричное производство.
Впервые в массовое производство мягкая игрушка вышла в Германии. В 1879 году один немецкий женский журнал предложил своей аудитории выкроить и сшить из фетра игрушку – слона. Одна талантливая рукоделица из городка Гинген, по имени Маргарет Штайфф, с детства находящаяся в инвалидной коляске, что было последствием перенесенного в детстве полиомиелита, сшила несколько таких игрушек для своих племянников. Игрушки необыкновенно понравились деткам, их родителям, а также знакомым родителей. С этого момента Маргарет стала регулярно шить различных животных из разнообразной ткани, плюша и бархата. Ее игрушки пользовались бешеным спросом, и в один прекрасный день 1880 года, Маргарет совместно с сестрами открыла свою мастерскую по производству мягкой игрушки и лавку для их продажи.
Благодаря высокому спросу на эти игрушки, очень скоро небольшая мастерская превратилась в настоящую фабрику мягкой игрушки «Штайфф», где работали многочисленные родственники Маргарет. Ассортимент фабрики был обширен и пожалуй не уступил бы ассортименту любой современный фирмы. Медведи, бегемоты, зайчики, лисы, свинки, кошки, собачки, верблюды, обезьянки, львы, жирафы, тигры, овечки — «Штайфф» выпускала все.
В начале 20 века, в 1902 году фабрика реализовала новую идею — мягкую игрушку с двигающимися лапами. Произошло это так… Осенью 1902 года один из племянников Маргарет, по имени Рихард, побывал на цирковом представлении американских артистов. Он был поражен представлением дрессированных мишек-гризли танцевавших на задних лапах, и его осенила идея создания нового типа мягкой игрушки. Он создал эскиз мягкого мишки, стоявшего прямо на двух задних, лапах, ведь до этого все мягкие игрушки были реалистичны, все животные изображались на четырех лапах. Но и это было не все, он задумал сделать этому мишке двигающиеся конечности, используя специальную систему шнуров. Он принес эскиз своей тетушке Маргарет, и они с энтузиазмом взялись за работу.
Созданную модель назвали «ТИП 55 ПП», что означало «Мягкая Игрушка 55-сантиметровая плюшевая подвижная». И вот весной 1903 года, на Лейпцигской ярмарке, эта новая модель покорила всех игрушечников. Тогда же началась экспансия подвижного мягкого мишки «Штайфф» в Новый Свет. Торговый агент известного американского игрушечника Джорджа Боргфельдта заказал зараз целых три тысячи «Тип 55 ПП».
Говорят, что этой игрушкой был покорен сам президент США Теодор Рузвельт, и именно тогда эти мишки получили свое имя «Тедди», поскольку Рузвельт просто неимоверно проникся ими. Конечно, слухи это всего лишь слухи, но фактом является то, что в Америке эта игрушка стала необычайно популярной. Уже в следующем году новые модели мишек были заказаны в Новый Свет в количестве двенадцати тысяч.
Так начиналась история производства мягкой игрушки и появился топовый бренд Мишка Тедди. А что было дальше?…
А дальше, вплоть до нашего времени был стремительно нарастающий вал появления фирм-производителей мягкой игрушки, некоторые варианты мягкой игрушки научились разговаривать, петь, читать стишки, танцевать. Мягкая игрушка стала неотъемлемой частью детской комнаты и детства вообще. Мягкие милые добрые друзья детства часто переходят в наследство детям, уже выросших мальчиков и девочек, поскольку мягкая игрушка обладает особым притяжением и теплом.