Патинирование серебреных монет яйцом
Это самый простой способ патинирования, не нужно вообще никаких реагентов, кроме того, процесс не быстрый и всегда есть возможность остановиться на нужной степени патины.
Для патинирования яйцом потребуется сварить вкрутую одно куриное яйцо, когда яйцо остынет до температуры чуть выше комнатной его надо почистить и положить в контейнер (обыкновенный пластиковый с крышкой), далее в контейнер положить серебряную монету или несколько и закрыть крышкой. Горячее яйцо лучше не использовать так как и чистить не удобно и от горячего идет пар и на монете может образоваться конденсат который приведет к неравномерности патины
Стоит обратить внимание, что предварительно монету желательно почистить нашатырем или лимонной кислотой, чтобы поверхность была совсем чистой и патина ложилась ровно
Эти 5 марок были запатинированы яйцом в течении пяти часов в закрытом контейнере, во время патинирования монета несколько раз переворачивалась. У монеты патинированной яйцом получается весьма специфичная патина, так называемая радужная, она очень прочная и переливается разными цветами в зависимости от угла обзора.
Процесс патинирования меди
Патина — природная или искусственная химическая пленка (оксидная или оксидно-солевая), образующаяся на поверхности медного изделия и изолирующая металл от агрессивной внешней среды. Основная функция природной патины — защита меди от коррозии.
Патинирование может быть как искусственным, так и естественным. В природе процесс оксидирования связан с взаимодействием металла (меди) с воздушной или водной средой. Цвет медной пластины, оставленной на воздухе и в воде, со временем изменяется, приобретая оттенок «полежалости». Наиболее распространенными оттенками природной патины являются:
- темно-зеленый;
- бурый;
- сине-зеленый;
- синий.
Чаще всего естественное патинирование можно увидеть на бронзовых скульптурах, особенно расположенных во влажных местах или рядом с водоемом.
В отличие от природной, искусственная патина является неустойчивой к воздействию атмосферы. Для ее защиты необходимо использовать специальные составы: воск, лак, олифа, масляная краска. Со временем защитное покрытие разрушается, что приводит к трещинам и шелушению, которые наносят вред не только патине, но и самому изделию. Диапазон оттенков искусственной патины от светло-голубого и зеленого до ярко-красного, розового и фиолетового, также возможно получение серой и черной пленки.
Подготовка к патинированию
Для проведения любой химической реакции необходимо следовать правилам безопасности
В конкретном случае искусственного патинирования важно помнить, что в его процессе используются токсичные химические составы, выделяющиеся пары которых ядовиты. В целях безопасности необходимо следовать правилам:
- Правильно хранить вещества, необходимые для химической реакции. Следует использовать герметичные упаковки для предотвращения попадания в воздух токсичных паров.
- Тщательно подготовить сами материалы: медь или ее сплавы очистить, затем обезжирить и помыть в воде с температурой выше средней.
- Выполнять саму процедуру в безопасных условиях. Чаще всего используется специальный шкаф, имеющий вентиляционную вытяжку.
Основные инструменты
Применение различных способов состаривания подразумевает использование некоторых инструментов или подручных средств. Но есть универсальные предметы, которые используются при любом методе:
Патинирование – это искусственное состаривание предметов интерьера из меди
- само изделие, тщательно обработанное;
- плотные резиновые перчатки;
- защитные очки для безопасности глаз;
- средство для состаривания (уксус, аммиак, приготовленные растворы, ацетон, нашатырный спирт);
- мыло или просто вода для очистки;
- магнит для проверки состава;
- горячая обработка (фен или любое другое нагревательное средство);
- кисть;
- специальная ёмкость (ведро, жестяные банки, пластиковые баночки);
- средства для полировки и шлифовки (губка, тряпочка).
Электрохимический способ
Цветное («радужное») электрохимическое патинирование применяют не для состаривания, а для декорирования изделий. Его оттенки зависят от напряжения, температуры электролита, времени воздействия, текстуры поверхности. Как источник тока можно использовать автомобильный аккумулятор: «плюс» подается на медную палочку-анод, «минус» — на обрабатываемую деталь.
Для приготовления электролита понадобится 60 г медного купороса; 90 г рафинада, 45 г каустической соды (едкий натр) и дистиллированная вода. Работать придется в резиновых перчатках, респираторе и защитных очках — раствор настолько едкий, что его можно было бы использовать для прочистки сантехники. Патинирование проводят с открытыми окнами в помещении с мощной вытяжкой.
- Подогрейте 300 мл воды до 60-80 градусов, растворите в ней медный купорос и сахар.
- В таком же количестве холодной воды растворите едкий натр, понемногу всыпая его в емкость (если всыпать порцию сразу, то вода закипит — при растворении NaOH в воде выделяется тепло).
- К раствору едкого натра небольшими порциями и перемешивая доливайте раствор купороса с сахаром. Добавьте воды до литра.
Патинирование медной монеты
Получившуюся темно-синюю непрозрачную жидкость подогрейте до 80°С, опустите в нее украшение и выдержите минуту. После этого подавайте напряжение от 0,6 до 1,1 V, в зависимости от размера предмета (чем оно выше, тем быстрее реакция и темнее цвет). Так, при 0,7-1,0 V возникают золотистые с нарастанием к розовому оттенки; при 1,2-1,4 V — фуксиевые, которые переходят в зеленоватые; дальше идут синие и фиолетовые. После этого гамма повторяется, поэтому если вы не успели достать деталь, уловив нужную окраску, дождитесь очередного цикла.
Зависимость цвета патины от времени воздействия.
Время воздействия, секунд | Оттенок оксидной пленки для меди |
---|---|
2 | Коричневый |
2-3,5 | Фиолетовый |
3,5-5,3 | Синий |
5,3-6,3 | Голубой |
6,3-8,5 | Бледно-зеленый |
8,5-12 | Желтый |
12-13 | Оранжевый |
13-15,5 | Красно-лиловый |
15,5-17 | Зелено-синий |
17-21 | Зеленый |
21-25 | Розово-красный |
Попробуйте рывком повысить напряжение до 1,7-2 V на 1-2 секунды. Цвет патинируемой детали может оказаться любым, но скорее всего, вы получите оксидную пленку с голографическим эффектом. В зависимости от угла, под которым на него смотрят, поверхность кажется то красно-фиолетовой, то зеленой.
Патина, полученная гальваническим способом, безопасна для кожи и довольно стойкая, но ее не помешает покрыть лаком, например, акриловым изоляционным Plastik 71. Он продается в магазинах для радиолюбителей («лак для печатных плат») и предназначен для защиты электронных компонентов от влаги и повреждений. В отличие от многих других составов, он не стирает и не меняет цвет оксидной пленки на патинированном металле.
https://youtube.com/watch?v=TRHd1wwZlbs
Источник
Изменения цвета меди и ее сплавов от серого до черного
Серый, темно-серый или черный цвет меди и ее сплавов делает внешний вид изделия более привлекательным и презентабельным. Для получения этих цветов, степень насыщенности которых можно регулировать, нужен используемый уже не один десяток лет состав «серная печень». Свое название он получил из-за того, что в процессе приготовления он должен спечься, то есть превратиться в запекшуюся массу.
Чтобы сделать такой состав для патинирования в домашних условиях, необходимо выполнить следующие действия:
- одну часть порошковой серы смешивают с двумя частями поташа;
- полученную смесь помещают в жестяную банку, которую затем надо поставить на огонь;
- дождавшись расплавления порошка и начала его спекания, необходимо поддерживать этот процесс на протяжении 15 минут.
Для приготовления серной печени понадобится сода и сера
В процессе спекания порошка на его поверхности может вспыхнуть сине-зеленое пламя, которое можно не сбивать, так как оно не ухудшит качественные характеристики серной печени. После окончания спекания и полного остывания полученную массу следует измельчить до порошкообразного состояния. Этот порошок, если его поместить в стеклянную банку с плотно закрывающейся крышкой, можно хранить достаточно долго.
Метод №1 Данный способ предполагает использование водного раствора серной печени. С его помощью можно изменить цвет изделий, изготовленных из следующих материалов:
- меди;
- стерлингового серебра;
- бронзы и латуни.
Цвета, которыми можно окрасить поверхности изделий при помощи данного метода, также различаются:
- медь и серебро – пурпурный, голубой (получить очень сложно), серый, коричнево-серый, черный;
- латунь и бронза – нежно-золотистый.
Проба раствора на меди, бронзе и латуни дает различные эффекты
Если вы не знали раньше, как состарить медь и сформировать на поверхности данного металла прочную пленку патины, отличающуюся насыщенным черным цветом, используйте именно этот способ. Для его реализации изделие из меди помещается в раствор, состоящий из литра воды и 1–20 граммов порошка серной печени.
Чтобы окрасить медь в светло-серый цвет, раствор готовят по другой рецептуре: в 1 литр воды растворяют по 2–3 грамма хлористого натрия и серной печени. В полученный раствор помещается изделие из меди, за изменением цвета которого следует внимательно следить. После того как цвет металла приобретет желаемую тональность, подвергаемый патинированию предмет необходимо промыть водой и просушить в опилках.
Продолжительность обработки медного украшения раствором зависит от желаемого эффекта чернения Метод №2 Для патинирования меди можно также применять раствор, приготовленный по следующей рецептуре: в насыщенный водный раствор сульфата меди добавляют нашатырный спирт и делают это до тех пор, пока жидкость не станет прозрачной и ярко-синей. Очищенное и обезжиренное обрабатываемое изделие помещается в такой раствор на несколько минут, после чего его извлекают и подвергают незначительному нагреву. После таких манипуляций медь должна приобрести насыщенный черный цвет.
Метод №3
Для использования данного метода, который также позволяет качественно почернить медь даже в домашних условиях, обрабатываемый предмет необходимо зачистить при помощи тонкой наждачной бумаги. К зачищенной поверхности не следует прикасаться руками, чтобы на ней не образовались жировые пятна. После предварительной подготовки к патинированию предмет обрабатывается раствором хлористой платины или полностью погружается в него. В такой раствор, если он не вызывает кислой реакции, можно добавить небольшое количество соляной кислоты.
Метод №4
Сформировать на поверхности медного изделия прочную окисную пленку, отличающуюся насыщенным черным цветом, позволяет его погружение в состав, приготовленный из азотной кислоты и металлической меди. Чтобы изменение цвета медной детали проходило более интенсивно, такой раствор можно дополнительно подогреть.
Цель и правила патинирования меди
Медь не принадлежит к числу драгоценных металлов, но это не мешает ей быть востребованной в разных областях. Издавна сплав использовался для изготовления монет, статуэток, сувениров, предметов быта и т.д. Дойдя до нашего времени, на поверхности образовалась стойкая пленка, изменившая цвет изделий и повысившая их стоимость. Потемнение медной поверхности под воздействием воздуха или воды — природный процесс, в результате которого ни изделии появляется налет разного цвета.
Окисление можно ускорить самостоятельно. Таким образом, облагораживают изделия, придают им раритетный вид с целью их дальнейшей реализации по высокой цене. Существует несколько способов вызывания искусственной патины на цветном металле. Они не требуют специальных навыков и вполне выполнимы в домашних условиях.
Способы и правила патинирования меди
Патинирование меди, или оксидирование, — это создание на поверхности металла искусственной оксидной пленки. Его применяют для состаривания медных и латунных украшений, предметов интерьера из бронзы (например, деталей шкатулок или мебели, статуэток). Антиквары обрабатывают монеты, чтобы придать им аутентичный вид после чистки, когда натуральная патина повреждена или ее пришлось снять.
По составу искусственные оксидные пленки аналогичны атмосферной патине, но некоторые из них легко стираются, поэтому их покрывают лаком. Есть несколько способов обработки металла для нанесения на него пленки оксида, при этом патинирование латуни и меди проводят одинаково:
- Химический (обработка химреактивами). Часть растворов токсична или работа с ними требует соблюдения сложной технологии; другие можно без боязни использовать дома.
- Электрохимический (обработка в ванночке с электролитом).
- Термический (воздействие огнем).
Перед началом работы предмет очищают, обезжиривают спиртом или средством для посуды, промывают и высушивают. Изделия с рельефными деталями и монеты после обработки не протирают тканью, а сушат в опилках. Ткань стирает непрочные пленки, а в углублениях остается влага, и цвет в них продолжает меняться, хотя и менее интенсивно.
Полезные советы
Если вы не являетесь специалистом в области химии, то вам лучше воспользоваться готовыми средствами для состаривания меди или наиболее простыми способами (применение уксуса, например). Обывателю будет сложнее уловить необходимость тех или иных пропорций и не ошибиться в создании нужного раствора.
Золотистая патина на медной монете
Если же имеется опыт в работе с химическими веществами, можно попробовать применять приготовленные растворы сначала на отдельных частях медного изделия, чтобы не делать патинирование заново при каждом неудачном результате.
Нужно избегать растворов с содержанием любого гипохлорита, поскольку это вещество очень сложно контролировать в домашних условиях и неосторожное его применение опаснее всего скажется на здоровье. При использовании любого метода нужно помнить о своей защите: длинные перчатки и защитные очки нужно надевать обязательно
При использовании любого метода нужно помнить о своей защите: длинные перчатки и защитные очки нужно надевать обязательно.
Для закрепления результата можно использовать воск или парафин: они лучше лака убираются потом, когда понадобится проводить процедуру повторно. Это будет более уместно в том случае, если для состаривания был выбран метод с использованием аммиака.
Если есть сомнения в том, является ли изделие медным или нет, нужно отнести его в антикварную лавку. Специалист быстро сможет определить, из какого металла изготовлен предмет. Также можно проверить состав изделия, поднося к нему магнит. Если вещь прилипает к магниту, то скорее всего, это не медь, а всего лишь медное напыление, нанесённое на металл. В этом случае также можно состарить изделие, исключив при этом грубую обработку.
Как изменить цвет металла?
Как изменить цвет металла, чтобы он стал выглядеть, как антикварный? С незапамятных времен мастера пользуются методами оксидирования, воронения и патинирования.
Для осуществления работ применяются различные способы:
- Обработка металла на открытом огне. Этот способ один из популярных и старинных среди мастеров-ювелиров. Для более красивого и ровного цвета рекомендуется прокаливание проволоки над открытым огнем заранее, еще до создания украшения. Это связано с тем, что скорость нагрева металла может отличаться на разных участках, следовательно, есть опасность ее пережечь и сделать ломкой. Кроме того, если исходный рабочий металл покрыт лаком, огонь уберет его и предварительно подготовит проволоку к работе.
- Обработка металла серной печенью создает эффект патинирования. Обычно применяется пропорция 50 мл воды/1 капля средства. Рекомендуется использовать воду 20-23 градуса, приближенную к комнатной температуре, так как при более горячей воде реакция патинирования происходит быстрее, а образуемая патина становится менее устойчивой и станет стираться при прикосновении с одеждой, кожей, поверхностью шкатулки.
- Аммиачный раствор (в первом случае используются исключительно его пары). Для обработки следует поместить украшение в банку с крышкой, внутрь которой налить 1 мл нашатырного спирта 5% концентрации. Цвет металла меняется относительно быстро, регулировать его можно, наблюдая за изменениями в течение некоторого времени.
- Аммиачный раствор (во втором случае используется совместно с водой). Для обработки изделие сбрызгивается водой или помещается на 1 секунду непосредственно в раствор, а далее его отправляют в емкость, где образуются пары нашатыря. Под воздействием воды и аммиака в паре цвет патины становится приближенным к голубому.
Патинирование в опилках
Для работы используют чистые отходы деревообработки. Опилки из клееной фанеры использовать нельзя, так как клей реагирует с патинирующим раствором. Таким способом на меди получают крапчатый розовый, голубой и черный оттенки, а на латуни — крапчатые золотой, зеленый или голубой, коричневый, черный. Раствор готовят из:
- 16 грамм соли;
- 300 мл (для латуни и других сплавов) / 600 мл (для меди) нашатырного спирта;
- 700 мл воды.
Смешайте ингредиенты и пропитайте раствором опилки — они должны быть влажными, но не мокрыми. Поместите смесь в пластиковый контейнер, погрузите в них изделие, закупорьте емкость. Положите пару кусочков меди близко к поверхности смеси, чтобы по их цвету контролировать окрашивание, не касаясь обрабатываемого предмета.
Раствор можно использовать не только с опилками, но и с другими впитывающими влагу носителями: сухой листвой, сеном, наполнителем для кошачьих лотков. Время обработки зависит от того, в каком носителе окрашивается металл (для меди в опилках это 4-6 часов, для латуни — от 12 часов до суток) и от структуры носителя. Материалы с мелкой текстурой нельзя ворошить во время процесса, а изделие в листьях или сене нужно поворачивать, чтобы окраска шла равномерно.
Также на интенсивность цвета и другие параметры оксидной пленки влияют:
- Пропорции нашатырного спирта и/или соли.
- Увлажненность носителя. Если опилки недостаточно влажные, окрашивание будет слабым, если мокрые — крапчатой окраски не получится (поверхность меди стравится).
Промойте и высушите детали в сухих опилках. Готовая смесь пригодна в течение нескольких дней, а раствор в герметичной таре в холодильнике либо погребе хранится довольно долго.
Электрохимическое и химическое оксидирование серебра
Серебряные изделия подвергают химическому оксидированию для окрашивания поверхности и защиты от окисления (потемнения поверхности). Оттенок оксидированного серебра может быть серым, фиолетовым, синим, черным и зависит как от времени выдержки изделия в растворе. Оттенок меняется в процессе выдержки в растворе и определяется визуально, изделие извлекают при достижении необходимого оттенка. В ювелирном деле есть прием, при котором раствор наносится на отдельные участки серебряного изделия. Таким образом получают изделия с различной цветовой гаммой, например, прокрашивают впадины и углубления в темный оттенок как бы выделяя выступающие части.
Процесс химического оксидирования серебра проводят в растворе серной печени с добавлением, в зависимости от необходимого оттенка, хлористого аммония (40 г/л) или углекислого алюминия (20 г/л). Процесс проходит при температуре 70-900С. Серная печень представляет собой раствор поташа (углекислый калий K2CO3) и сульфида калия K2S или серы.
Внимание: Если вы планируете провести процесс оксидирования в домашних условиях следует обратить внимание на то, что сера требует особо осторожного обращения – сера горюча, а ее пары в воздухе образуют взрывчатую смесь. Хранить серу следует в плотно закрытой емкости отдельно от окислителей. Соотношение поташа и серы в расплаве могут быть различными, обычно одну часть серы смешивают с двумя частями поташа
Сплавление компонентов происходит в течение 15-25 минут. Затем расплав разбавляют в дистиллированной воде. При приготовлении раствора с использованием поташа и сульфида калия компоненты растворяют в воде, смешивают и медленно нагревают до температуры 80-900С
Соотношение поташа и серы в расплаве могут быть различными, обычно одну часть серы смешивают с двумя частями поташа. Сплавление компонентов происходит в течение 15-25 минут. Затем расплав разбавляют в дистиллированной воде. При приготовлении раствора с использованием поташа и сульфида калия компоненты растворяют в воде, смешивают и медленно нагревают до температуры 80-900С.
Перед погружением в раствор поверхность изделия обезжиривают бензином или спиртом. По окончанию процесса поверхность протирают фетровой салфеткой (иногда на поверхность предварительно наносят мел), затем изделие полируют.
Гальванической процесс оксидирования не отличается от процессов электрохимического осаждения металлов (хромирования, никелирования, цинкования или меднения). Электролит для гальванического оксидирования серебряных изделий содержит в своем составе:
- сернистый натрий (20-30 г/л);
- сернокислый натрий (15-20 г/л);
- серную кислоту (5-10 г/л);
- ацетон (3-5 г/л).
Процесс проходит при цеховой температуре, плотности тока 0,1-0,5 А/дм2 в течение 1-5 минут.
Обработанные таким образом серебряные изделия не темнеют под воздействием атмосферы, покрытие сохраняет свои декоративные и защитные свойства несколько лет.
О патинировании сульфидом калия
Данный способ считается одним из лучших. Реагент может иметь твердое, гелеобразное и жидкое агрегатное состояние. В твердом он хранится не один год, а в жидком — всего пару недель. Сульфид нужно развести в воде. Твердый предварительно измельчается до порошкового состояния, а потом заливается водой. В полученную смесь опускается металл.
Специалисты рекомендуют приготовить еще одну емкость с разведенной в воде содой с пропорцией 1:16. Это позволит вовремя остановить агрессивное воздействие аммония на изделие. Реакция будет прекращена, если металл опустить в тару с разведенной содой.
ОКСИДИРОВАНИЕ ПОВЕРХНОСТИ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ СОСТАРИВАНИЕ МЕДИ, СЕРЕБРА, БРОНЗЫ ИЛИ ЛАТУНИ ВОДНЫМ РАСТВОРОМ СЕРНОЙ ПЕЧЕНИ
Серная печень
(Liver of sulphur
/ Liver of sulfur
) — полисульфид калия или полисульфид натрия.
Медь и серебро хорошо патинируются водным раствором серной печени, постепенно приобретая густой черный цвет, а бронза и латунь — слабые оттенки.
Спекание над огнем патинирующего состава и дало в старину название «печень» — от слова «печь», «спекать».
Патина
— плёнка (налёт). Патина бывает двух видов: естественная и искусственная.
Естественная патин
а
— это тонкая, но достаточно плотная и прочная оксидная плёнка, образующаяся на поверхности декоративных элементов в естественных условиях (под воздействием окружающей среды).
Естественную патину часто считают благородной и, как правило, стараются ее беречь.
Искусственная патина
— налёт, образующийся на поверхности декоративных элементов после нанесения на их поверхность различных мастик, растворов и иных, предназначенных для этого, составов.
Оксидирование
— создание оксидной плёнки на поверхности декоративного элемента в результате окислительно-восстановительной реакции. Оксидирование используют, в числе прочего, для получения красивого декоративного покрытия.
Для оксидирования меди, серебра, бронзы или латуни вам понадобится
:
Сам предмет, поверхность которого будет обработана раствором серной печени;
Серная печень (рабочая концентрация — 10 г. серной печени на 1 литр воды, однако, изменяя концентрацию, температуру раствора или время выдержки, на меди и серебре можно получить широкий диапазон цветов патины — от красновато-коричневого и пурпурного до черного);
Стеклянная или пластиковая емкость;
Патинирование – это искусственное состаривание материалов для придания им изысканной декоративности, антикварности. Мы хотим предложить вам рецепт раствора серной печени для патинирования изделий.
Вам понадобятся:
- сера кормовая
- сода пищевая
- емкость для подогрева
- ложка
- емкость из темного стекла
Серу можно купить в любом зоомагазине, стоит она около 30 рублей. Для подогрева используйте железную кружку и для помешивания алюминиевую ложку. Также понадобится емкость из темного стекла для готового раствора (лучше с большим горлышком, для того чтобы некоторые изделия можно было погрузить сразу). Приготовлением заниматься в хорошо проветриваемом помещении с вытяжкой. Помните, что от концентрации, температуры и времени выдержки изделия в растворе зависит скорость окисления изделия. Некоторые камни чувствительны к серной печени (малахит, бирюза и др.), в таких случаях раствор нужно аккуратно наносить кистью на подогретое изделие. Готовый раствор хранится в холодильнике больше месяца. Не забудьте подписать!
(1-8)
Итак, приступим к приготовлению серной печени. Насыпьте 1 часть серы и 1 часть соды пищевой в емкость для варки. Тщательно перемешайте и избавьтесь от комочков. Затем на самом маленьком огне подогрейте массу, помешивая ее ложкой (если подогревать быстро – сера может воспламениться!
). Довести до ярко-желтого, немного коричневатого цвета. Добавьте теплой воды и размешайте. Аккуратно перелейте раствор в емкость из темного стекла.
Для повторного использования раствора подогрейте его на водяной бане. Опустите в емкость изделие и ждите нужного вам цвета. Затем промойте под проточной водой, протрите тканью и отполируйте металлической губкой.
Что значит «патинировать» изделие?
Что в терминологии значит «патинировать»? Это означает покрывать изделия из металла специальным налетом, который придаст предмету вид старинного. Патинировать металлические изделия можно с использованием химических составов, растворов, паров, после контакта с которыми изделие меняет цвет и становится особенным.
Пленка, которая образуется на изделии после процесса патинирования, является защитной и при использовании предохраняет металл от воздействия окружающей среды, внешних агрессивных условий.
Известны разнообразные натуральные оттенки патины на медных изделиях. Зеленый, оливковый, голубой, коричневый, красноватый, близкий к черному. Эти цвета появляются на меди и медесодержащих сплавах – латуни и бронзе. Патина, образующаяся на металле естественным путем, выглядит красиво и даже имеет эпитет «благородная».
Эстетический и практический эффекты натолкнули ювелиров и декораторов на изобретение способов создания искусственной патины как способа состаривания изделия. Выделяют два способа патинирования металла: случайный и стабильный.
При стабильном способе результат патинирования можно точно просчитать. Например, если использовать серную печень, то налет получится коричневых оттенков, степень его насыщенности можно регулировать временем воздействия.
При случайном способе нанесения патины результат предугадать невозможно, так как он будет зависеть от того, как поведет себя металл в реакции на те или иные средства. Но при этом способе получается всегда интересный и художественно ценный итог.
Имеются разнообразные средства и реагенты для образования налета. Рассмотрим самые популярные для патинирования меди и латуни.
Подготовка к патинированию
Как и в любой работе с химическими реактивами, в первую очередь нужно позаботиться о безопасности. Большинство составов, применяемых при чернении, являются очень токсичными. Выделяемые пары при попадании в атмосферу могут представлять опасность для здоровья. Есть определенные стандартные правила, которыми нельзя пренебрегать:
- хранить вещества нужно в специальных пробирках, плотно закрытых пробками для герметизации;
- растворы держать в недоступном для детей месте;
- процесс должен проходить в специализированном шкафу со встроенной вентиляцией (дверцы шкафа должны быть немного открыты).
Перед началом обработки материал следует качественно промыть, зачистить и обезжирить для достижения лучшего эффекта.
Патинирование, оксидирование меди и других металлов
Оксидирование и патинирование – эти понятия не являются синонимами, последствия каждого из этих процессов порядком отличаются друг от друга.
Оксидирование меди – образование на поверхности металла закисей и окисей вследствие его взаимодействия с кислородосодержащими элементами и другими определенными химическими реактивами.
Патинирование – формирование тонкого слоя из хлорных и серных соединений посредством воздействия на металл соответствующими составами. Оба процесса ведут к изменению цвета материала, для чего в естественных условиях потребовались бы значительные промежутки времени.
Патинирование латуни аммиаком
Если вы хотя бы однажды посещали какой-либо музей, то вполне возможно, что вы видели различные красивые медные и латунные украшения и безделушки. Латунь представляет собой сплав меди и цинка. Так вот именно на таких вещичках и остался яркий след старины, запечатленный временем прошедших лет. Чтобы сделать подобное «состаривание» искусственным путем придется немного потрудиться, но уж поверьте оно того стоит. Преимущества патины Натуральная патина образуется в виде тончайшего слоя оксидной пленки, появившейся в результате соприкосновения с внешними факторами окружающей среды. Такая патина считается более благородная, нежели искусственная и поэтому ее стараются сохранить как можно дольше. Но если этого не удается, тогда уже и приходится делать патинирование латуни аммиаком или еще каким-нибудь другим реагентом или методом. Состаривание с помощью аммиака также принято называть и оксидированием, ведь оксидная пленочка на поверхности изделия появляется именно благодаря окислительно-восстановительному процессу. Это самый доступный и надежный способ придать вашим вещичкам таинственный налет старины. 10%-ный водный раствор аммиака, или другими словами – нашатырного спирта, вы без труда сможете приобрести в любой аптеке возле вашего дома, работы или места учебы. Начало работы Возьмите какое-либо латунное изделие, которому вы хотели бы придать старинный вид, и тщательно отшлифуйте его, используя мелкую наждачную бумагу. Это действие обязательно для выполнения, ведь от того, как вы выровняете поверхность, зависит насколько равномерно ляжет патина на деталь. Также, для большего эффекта перед состариванием необходимо полностью обезжирить вещь либо с помощью бензина, либо – «уайт-спирита», либо – спирта. Необходимость этого действия очень важна, потому что если ваши «жирные» следы останутся на поверхности, то патина может лечь не только не ровно, но и очень даже некрасиво исказив цвет. Существует несколько способов выполнения техники патинирование латуни аммиаком. Давайте рассмотрим каждый из них подробнее. Метод первый Необходимо взять небольшую емкость, к примеру, пробку от бутылки или что-то наподобие этого. Главное, маленького объема. И налить туда раствор аммиака. Поместить данную емкость в небольшой пластиковый контейнер, который без труда найдется у вас дома, вместе с подвешенными на проволочке над раствором изделиями, после чего плотно закрыть и подождать несколько часов. Контейнер обязательно должен быть прозрачным, чтобы вы могли наблюдать за процессом и всегда завершить процедуру, если уже достигнут необходимый результат. Обычно, латунь начинает темнеть уже через 1-1,5 часа, а порой дольше. Преимущество этого метода заключается в том, что одновременно можно патинировать множество деталек. Но, это довольно-таки длительный процесс, да и вредный – можно надышаться ядовитыми парами. Это, конечно, не смертельно, но мало приятного. Метод второй В данном способе патинирование латуни аммиаком выполняется в закрытой банке из стекла. При этом саму вещь нужно положить непосредственно в сам раствор нашатырного спирта и закрыть, оставив на пару минут. Главным плюсом, опять же, считается прозрачность, вы постоянно можете следить за степенью «состаривания» предмета, не открывая банку. В этом есть положительные качества, ведь вам не приходится лишний раз ощущать этот неприятный запах, да и концентрация раствора не понижается. Недостатком можно считать малое количество деталей, которое можно поместить в одну банку. Да и если же вы хотите состарить уже готовое изделие, а не его детали, то помещать эти вещи в раствор не рекомендуется, лучше всего их подвесить над ним, чтобы они его не касались. Завершение После того, как ваша латунная вещь приобрела необходимый оттенок старины, необходимо обильно промыть ее под проточной водой из-под крана. Тщательно высушить. Затем уже можно приступать и к последующей обработке. Также необходимо будет отшлифовать «наждачкой». После этого хорошенько отполируйте мягкой тряпочкой, наподобие флиса или фланели. Ну, что ж, любуйтесь! Вы самостоятельно сделали патинирование латуни аммиаком.